Отредактировано:18.05.09 00:44
Бить или не бить?
Семинар воспитательного наказания
Меня часто спрашивают о том, можно ли применять физические наказания в воспитательных целях. «Нас же лупили?», говорят. «Лупили». Драли как сидорову козу. И ничего. Выросли и поумнели. И даже благодарны. А сейчас психологи что говорят?!
Бить нельзя. Пороть нельзя. И что теперь? Он в аквариум клея налил, а я его за это – по головке погладить? Он из школы двойку принес, а я ему «чупа-чупс» за это должна купить? Надо пороть, мы так думаем, надо. А то вырастут дебилами, которые понимают только «льзя», а «нельзя» не понимают.
Хорошо. Я их собрал, кто думает, что «льзя» пороть, чтобы научить, как делать это наиболее правильным образом. Что-то вроде семинара. «Воспитательное наказание». Пришли. И отцы, и матери. Пришли, расселись по рядам. Я говорю (со сцены):
– Поднимите руку, у кого в семье трое и больше детей.
Никто не поднял.
– Поднимите руку, у кого в семье двое детей.
Две руки. А их человек четырнадцать, наверное. Тех, кто хочет научиться правильно пороть. Научно апробированным способом.
– Поднимите руку, у кого в семье один ребенок?
У большинства. Тут я говорю им – спасибо, сограждане! – и прошу кого-нибудь подняться на сцену. Поднимается Дунька Водокачкина.
– Меня отец, если что не так, велосипедным насосом лупил, – говорит. – Очень, знаете ли, от всякого нехорошего отучивало. И я ему за это по гроб жизни благодарна.
Все зааплодировали. Я дождался, пока зал утихнет, и приступил к объяснениям. Что есть ведь такое простое понятие, как «кнут и пряник». Иногда пряником надежнее. А иногда кнутом. И в качестве примера Дуньке Водокачкиной – бац! – затрещину.
– Вот так, – говорю, – вполне можно. Психология, граждане, разрешает, и ничего страшного с вашими детями не будет, а урок они усвоят надолго.
Дунька побагровела, но молчит. Тогда я ей еще – бац! – пинка по заднице. И комментирую:
– А вот так, дорогие мои, лучше не надо, потому что психология этого не одобряет. И следует ограничить свои воспитательные...
Но тут Водокачкина меня перебивает, завопив на весь зал:
– Вы что это себе позволяете?
Мои слушатели вскочили, удивленные. То на Дуньку смотрят, то на меня. То на Дуньку, то на меня. Округлившимися глазами.
– Вот тебе раз! – тоже удивился я. – Мы же тут собрались обсуждать что? Педагогику битья. Я должен показать, проиллюстрировать.
Дунька пыхтит, глазами сверкает.
– Так что, вас, значит, нельзя, да? – спрашиваю Дуньку.
– Я взрослая уже, – огрызается Дунька.
– А детей, значит, можно, потому что они дети, так что ли?
Вскочил какой-то мужик и закричал:
– Так что, нельзя что ли и детей бить, вы это нам хотите сказать?
– Нет, – отвечаю я, – я хочу понять, почему мне нельзя бить вас. С педагогической целью. Вы кем работаете, простите?
– Бухгалтером, – отвечает мужик.
– А если отчет бухгалтерский вовремя не сдадите? Что тогда с вами делать? Может, выпороть? Или велосипедным насосом по хребту?
– Но мы же не дети, черт возьми! – орет мужик. – Мы взрослые люди!
– Так и что? Ребенок принес двойку из школы, и вы его насосом или затрещину. Предполагая, что это поможет ему лучше учиться. Так может и вас следует насосом
иногда? Или затрещину? Определенно должно помочь вам выполнять свою работу своевременно. Разве нет?
– Так бы и сказали сразу, что нельзя, – рычит мужик. – И не надо было ее (кивает на Дуньку) по голове трескать.
– Ну, почему же нельзя? – пожимаю я плечами. – Иногда, наверное, можно.
Зал облегченно вздохнул.
– Осталось только определить, в каких случаях нельзя, и в каких других случаях – можно. Но для этого вы должны понять смысл физического наказания как такового. Зачем оно? Какой смысл в том, чтобы причинить другому человеку физическую боль?
– Чтобы он так больше никогда не делал! Никогда! – выкрикнула женщина из зала.
– Тепло. Почти горячо. Если ваш ребенок пытается засунуть в розетку шпильку для волос, то подзатыльник поможет ему отказаться от этой затеи. и не бить?
Иначе говоря, физические наказания призваны исключить вредное, и, тем более, опасное для жизни поведение. Парадоксально, но таким образом родители защищают свое потомство. Это важнейшая функция физического наказания. А что еще?
– Меня отец за колы бил, – вздохнула Дунька. – Чтобы лучше училась.
– А меня за жвачку «Турбо», – сказал кто-то из зала. – Украл у барахольщицы целый блок.
– Меня тоже за двойки. И когда плохо ел еще, тоже...
- А я кошке нашей «бээфом» хвост приклеила к полу.
Зал засмеялся. Я подошел к доске и написал:
Желаемое и нежелательное
– Желаемое и нежелательное? – воскликнул мужчина. – В каком смысле?
– Сейчас поясню. Но все очень просто. Очень-очень просто.
Если вы хотите, чтобы ребенок что-то делал, физические наказания исключены.
Если вы хотите, чтобы ребенок чего-то не делал, физические наказания не исключены.
(Продолжение в коментариях).